Наверх


    Парадокс сдерживания войны в карабахской зоне

    ПОЛИТИКА - 15 Октября 2017 - 16:14  |  Просмотров - 2515

    В Москве понимают - малейшая медлительность в выполнении союзнических обязательств, и присутствие России в Армении испарится. А на Кавказе Москве больше некуда идти.

    Замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян заявил, что Алиев не может бесконечно уклоняться от встречи с Саргсяном, а в ходе встречи будет обсуждаться вопрос внедрения механизма по поддержанию режима перемирия. Замминистра иностранных дел и не сделал бы иного заявления, даже если ситуация и была бы иной, и в действительности были бы правдивыми те утверждения, которые делают азербайджанские чиновники.

    В конце концов, конфронтация также и пропагандистская, и в то же время очевидно, что власти обеих стран имеют проблему своей внутренней легитимности. Причем, проблема легитимности не только на социально-экономическом уровне или уровне управления вообще, а также и собственно урегулирования Карабахского конфликта. То есть, и в Армении, и в Азербайджане даже если невозможно точно сказать о каком-либо общественном заказе в карабахском вопросе, то можно хотя бы четко констатировать, что общества даже ничего не хотят как минимум слышать о каких-то уступках.

    И здесь естественно, что власти обеих сторон конфликта находятся в пропагандистской войне – как друг против друга, так и теоретически с собственными обществами – настолько, насколько права обратная сторона. Однако с другой стороны здесь, конечно, проблема не в правдивости заявлений Армении или Азербайджана, и не это является решающим фактором, отправной точкой суждений вокруг ситуации.

    В конце концов, ни в коем случае не нужно забывать, что карабахская проблема даже если и была двусторонней – хотя и это еще вопрос, то сейчас она точно не такова, хотим мы того или нет, независимо от того или иного заявления, которое может быть сделано в дипломатической плоскости. США, Франция и Россия – не посредники, а бенефициары, и здесь в случае отсутствия проблемы дипломатических блокировок или скованности нет необходимости в том, чтобы избегать действительности.

    Более того, бенефициарами являются не только три государства – три члена Совета безопасности ООН. Бенефициарами являются Иран, Турция, а также и Грузия, бенефициаром является Евросоюз, Германия, Великобритания, которая представлена в регионе своими значимыми политико-экономическими интересами. Пусть вовсе не покажется странным, но бенефициаром является даже Китай, который строит в Армении второе по величине в евразийском регионе посольство.

    Следовательно, даже излишне, пожалуй, констатировать то, что вопрос мира и войны в карабахском вопросе, мягко говоря вопрос более широких рамок, нежели исключительно позиция Армении или Азербайджана, уровень милитаризма или воинственности. И простым доказательством этого была Апрельская война, которую Азербайджан начал явно с убежденностью в том, что уже обеспечил удовлетворительную среду для международного одобрения, так как вступил в довольно тесное сотрудничество с одной из стран-сопредседателей – Россией, являющейся ядерной державой, и само по себе наличие покровителя или политического партнера, обладающего таким статусом, уже достаточно для того, чтобы добиться международного одобрения в вопросе военного нападения.

    Тем более, что этот партнер – также и «стратегический союзник» Армении, а в действительности – пресс. Но апрельская агрессия показала, что даже так сказать военно-политического одобрения являющейся ядерной державой России в карабахском вопросе недостаточно для того, чтобы накопить такой запас международной легитимности для масштабных военных действий, а затем также не оказаться в политико-дипломатической изоляции.

    Параллельно этому, конечном вне всяких сомнений, что разнообразие бенефициаров само по себе вовсе не является гарантией для исключения масштабных военных действий, в особенности имея в виду примеры в иных регионах, когда опять же бенефициары разнообразны, но это приводит не к миру, а к войне. Следовательно, задача состоит в том, каковы конкретные интересы, какого они характера, какова их перспектива, в какие стратегические рамки они включены.

    Особенность кавказской ситуации заключается именно в этом, и именно это после инициирования военной агрессии довело Азербайджан до изоляции и тупика, но, конечно, так сказать при помощи вооруженных сил Армении. Особенностью кавказского региона в этом смысле является Россия, или скорее военное присутствие России. Это обстоятельство с одной стороны проблематично – в том числе в смысле независимости и суверенитета Армении, с другой стороны – в условиях нынешнего карабахского статуса-кво, который армянским силам удалось установить в начале девяностых и сохранить в 2016 году, военное присутствие России приводит к противодействию наращивания перспективы военных действий практически у всех остальных бенефициаров, потому что от этой перспективы, в стратегическом смысле, выиграет только Россия.

    Параллельно этому, и после Апрельской войны Россия четко для себя зафиксировала, что опять же с так сказать помощью армянских вооруженных сил и четкого отношения общества Армении, еще одна война против Армении, и малейшая медлительность в выполнении союзнических обязательств, и присутствие России в Армении испарится. А на Кавказе Москве больше некуда идти. Практически вот в таком геополитическом раскладе и образовался корень механизма по поддержанию режима перемирия в регионе. И в настоящее время практически разыскивается всего лишь вариант для его политической формулировки.

    1in






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ