Наверх


    В Баку ностальгируют по криминально-олигархическому клану в Армении?

    НАША АНАЛИТИКА - 14 Июля 2018 - 12:59  |  Просмотров - 1668

    Антиармянское правление Сержа Саргсяна было выгодно Азербайджану, может быть, поэтому там заговорили о бархатной революции с антипатией?

    Азербайджанские дипломаты такие предсказуемые. Едва я начинаю читать их речи, я уже знаю, о чем они будут говорить - о необходимости соблюдения «территориальной целостности», об «оккупированных территориях», о миллионе перемещенных лиц и о якобы невыполнении Арменией четырех резолюций ООН.

    Но в этот раз пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев немного удивил меня. Удивил своим «наездом» на нашего нового и, скажу без иронии, на данный момент практически всенародно любимого премьер-министра Никола Пашиняна.

    Охарактеризовав Н.Пашиняна как популиста, пресс-секретарь МИД Азербайджана сказал: «Говоря о демократии, премьер-министр Армении преследует цель узаконить свой приход к власти путем государственного переворота». Далее, конечно, следовало дежурное требование к Еревану «вывести войска с оккупированных территорий», но мы сегодня будем говорить не об этой фразе.

    Нам интересен выпад против нового руководства Армении. Почему в Баку расценили произошедшее как «переворот»? Разве не азербайджанские чиновники постоянно критиковали Армению времен Сержа Саргсяна как оплот криминально-олигархического режима? (что в принципе было верно, но в Баку преследовали свои цели). Разве не президент Азербайджана Ильхам Алиев всего лишь в минувший понедельник заявил, что «криминальная, коррумпированная, воровская, лживая власть кровопийц потерпела полный крах» и по сути поддержал армянский народ, отвергший Сержа. «Есть наша роль в изгнании с политической арены в Армении криминального режима Сержа Саргсяна», - заявил азербайджанский лидер. Получается, что Х.Гаджиев критикует то, что приветствует И.Алиев? Зная азербайджанские реалии, я скажу вам, смелый человек этот Хикметик, раз позволяет себе такое вольнодумство.

    Понятно, что кто бы ни пришел к власти в Ереване и кто бы ни находился у власти в Баку, официальные представители этих двух стран никогда не будут делать друг другу комплименты. Мы - противники, и это данность.

    На счет заявления Гаджиева у меня есть два предположения. Во-первых, МИД Азербайджана может петь с голоса Москвы. Возможно, что МИД РФ попросил азербайджанских коллег озвучить нечто колкое про новый режим Армении. Это связано с тем, что в Москве опасаются цветных революций, какими бы бархатными или шёлковыми они не были. Это произошло в тот момент, когда в Брюсселе на саммите НАТО проходят «смотрины» нового премьер-министра Армении. Никол Пашинян тепло общается с европейской элитой, он им интересен, он - гвоздь брюссельской программы. Лидеры ЕС жмут армянскому лидеру руки, выражают симпатии произошедшей бархатной революцией, борьбе с коррупцией, приглашают к участию в европейских программах, обещают инвестиции. Все это не может не тревожить Москву.

    Понятно, что ничего не бывает просто так. Москва уже преподнесла Баку подарок, отправив на джоджуг-марджанлинский пикник своих демагогов, сделавших безответственные проазербайджанские заявления. Возможно, и на Смоленской площади скажут что-то такое, что будет маслом для официального Баку. Например, поддержат азербайджанских силовиков в борьбе с «террористами» - по сути с религиозной оппозицией, подчеркнут необходимость уважения «территориальной целостности», да мало ли еще что.

    Вторая версия. Неприязнь к бархатной революции в Армении у хозяев Азербайджана может быть и родная, немосковская. Там так же опасаются пробуждения народа, который выдвинет перед властью свои социальные, а глядишь, и политические требования. Москву, Баку и все «евразийское» пространство (к которому Баку не принадлежит политически, но близок ментально) объединяет страх перед «цветными» революциями.

    Но дело даже не в этом. Я могу предположить что между властями Армении и Азербайджана действительно имела место, пусть и неокончательная, пусть и писанная вилами на воде, договоренность о сдаче под контроль Баку пяти районов, о чем говорил один из участников уже упомянутого джоджуг-марджанлинского пикника Александр Дугин.

    Серж Саргсян, так любивший оправдывать свой режим «безопасностью» государства, был близок к тому, чтобы отдать супостату за просто так освобожденные территории, щедро политые кровью наших парней в 1990-ые годы!

    Никол Пашинян, в отличие от Саргсяна, дал понять, что не намерен торговать освобожденными территориями, особенно, без каких-либо гарантий безопасности. Возможно, это было доведено до внимания министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова его армянским коллегой Зограбом Мнацаканяном во время их последней брюссельской встречи. Теперь, со сменой власти в Армении, старые договоренности начинают рушиться, и МИД Азербайджана не может скрыть своей досады.

    То есть очевидно, что между заявлением Ильхама Алиева в понедельник и пятничным заявлением  Хикмета Гаджиева произошло что-то, что могло заставить официальный Баку изменить свое отношение к революции в Армении.

    Вообще, как мне кажется, у бакинских властей появилось определенное недовольство сменой властью в Армении. А давайте подумаем, так ли уж власть Саргсяна была неугодна Баку? Ведь этот человек своим грабежом разорял государство, он опустошал страну, вынуждая граждан эмигрировать до такой степени, что стало некем пополнять ряды Вооруженных Сил, он устроил бойню для прихода к власти, что не только лишало его симпатии, но и делало его нелегитимным в глазах мирового сообщества. Иметь дело с таким официальным Ереваном для Баку было гораздо приятнее. По сути, Серж Саргсян был уязвим.

    Власть сменилась. Теперь про нее нельзя сказать «криминально-олигархический клан», ибо она таковой не является. И у Баку, как мне кажется, возникает ностальгия по тем временам, когда это было можно.

    Самвел Оганесян
    ArmenianReport






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ