Наверх


    Оппозиционная РПА - удобна, но ставит под сомнение победу революции

    ПОЛИТИКА - 12 Ноября 2018 - 19:51  |  Просмотров - 853

    РПА за последние семь месяцев не только не модернизировалась, не адаптировалась к новой реальности, но и продолжила оставаться на позициях синдрома 1 мая – контрреволюционного реванша.

    Вчерашнее заседание Исполнительного органа РПА продлилось несколько часов – на нем обсуждался вопрос участия в выборах.

    Позднее стало известно, что в РПА также обсуждался и вопрос, так сказать, наследования за Сержем Саргсяном. Это, пожалуй, не менее принципиальный вопрос, чем вопрос участия РПА в выборах.

    Серж Саргсян, конечно, не подал вчера в отставку и, пожалуй, в формальном уровне уйдет только тогда, когда будет уверен в том, что в партии вопрос наследования успешно разрешен.

    А вчера первым вице-председателем, иными словами – фактическим руководителем был избран «правая рука» Сержа Саргсяна Виген Саркисян, который на протяжении долгих лет был главой аппарата президента и еще на парламентских выборах 2017 года возглавлял пропорциональный список партии. Конечно, в то время РПА была у руля власти, и все говорили о том, что Виген Саркисян сменит Сержа Саргсяна во время парламентских выборов в 2022 году.

    Однако бархатная революция в стране кардинально изменила ситуацию, что не только ускорило вопрос наследования Вигена Саркисяна, но и качественно изменило ту политическую, институциональную среду, в которой бывший министр обороны сменит Сержа Саргсяна.

    Сейчас Виген Саркисян от Сержа Саргсяна наследует не власть или ту систему, которая на протяжении 20 лет заменяла собой государственную власть, а всего лишь некую партию, которая переживает сложнейший период трансформации.

    Вчера в течение дня пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов заявил, что в случае правильной работы Республиканская партия является самым большим претендентом на второе место. По его словам, на сегодняшний день РПА – единственная альтернативная оппозиция правительству Никола Пашиняна. Этот же тезис вчера после заседания исполнительного органа партии повторил и Виген Саркисян, который на внеочередных выборах возглавит пропорциональный список РПА. Саркисян пошел еще дальше, заявив, что РПА на предстоящих выборах будет единственной представившей заявку оппозиционной партией.

    В РПА считают, что в лице Вигена Саркисяна они осуществили ребрендинг, и сейчас могут быть представлены обществу в лице оппозиции. Это неубедительно даже в плоскости образных ассоциаций: как мы отметили, Виген Саркисян однажды уже возглавил пропорциональный список РПА – в 2017 году, когда партия была вывеской криминальной олигархии, консенсусом прежней системы.

    Но Виген Саркисян – не личность: он является действительно представителем так сказать политического крыла РПА, и имеет качества, присущие политическому деятелю. Проблема в том, что РПА по своей сути не может быть альтернативой для действующей власти, не может претендовать на роль оси оппозиции.

    Во-первых, РПА всего семь месяцев назад лишилась власти не по правилам классической политики, то есть, в результате выборов, а, по сути, была вышвырнута вон обществом. Вся проблема в том, что РПА за последние семь месяцев не только не модернизировалась, не адаптировалась к новой реальности, но и продолжила оставаться на позициях синдрома 1 мая – контрреволюционного реванша.

    Проблема даже не в том, что Серж Саргсян продолжает оставаться во главе партии – сохраняя актуальным лозунг революции «Отвергай Сержа!»: партия за прошедшие семь месяцев не только не смирилась с фактом необратимости революции, но и не упускала случая для того, чтобы превратить в действительность реставрацию старой системы. Нет необходимости в перечислении мелких эпизодов: достаточно вспомнить, что после ареста Роберта Кочаряна именно РПА приступила к его активной поддержке, даже не исключив, что считает вероятным формирование нового полюса вокруг второго президента, именно РПА была главным вдохновителем парламентской смуты 2 октября и, наконец, эта партия в парламенте дважды провалила реформирование Избирательного кодекса. Прибавим к этому то обстоятельство, что РПА в международных структурах – в особенности на площадках Евросовета и Евросоюза, а также в России вела последовательную борьбу против бархатной революции и новой Армении.

    В этом контексте вполне адекватно утверждение о том, что РПА не может претендовать на статус основной оппозиции – именно по той причине, что не признает контекст революции, а оппозиции революции не бывает, потому что это уже отождествляется с реваншизмом или реставрацией старой системы.

    РПА сегодня возложила надежды не на содействие общества, а она прямым текстом предлагает Николу Пашиняну сделку. Виген Саргсян сказал, что «если Никол Пашинян искренен в своем стремлении построить новую Армению, то он, оставшись один в кабине, проголосует в пользу РПА». Иными словами, РПА предлагает Пашиняну реабилитацию тезиса о противостоянии «черных и белых», что позволит сформировать биполярную иррациональную систему – за счет окончательного уничтожения, распыления политической системы.

    Если РПА становится альтернативой власти Пашиняна, то не только не происходит капитализации революции, но и по результатам выборов легитимируется возможность реванша контрреволюции, что порождает крайне большие риски с точки зрения развития Армении.

    Заявка РПА на участие в парламентских выборах, может быть, в данный момент ничем и не угрожает власти Никола Пашиняна – будучи для последнего даже удобной моделью оппозиции, но ставит под сомнение победу революции. Если мощнейшее общенародное движение на предстоящих выборах не сумеет породить власть и оппозицию, приверженные контексту революции, то мы будем вынуждены констатировать, что политический вакуум очень быстро будет заполнен силами, прямо или косвенно ассоциирующимися с прежней системой – ставя под сомнение историчность событий, имевших место в апреле-мае.

    Ничего подобного общество допустить не может.

    1in






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ