Наверх


    Александр Храмчихин: «То же НАТО не отличается эффективностью, а ОДКБ находится на ступень ниже»

    ПОЛИТИКА - 21 Марта 2019 - 09:41  |  Просмотров - 322

    Заместитель секретаря Совбеза РФ Михаил Попов выступил с примечательным заявлением в интервью газете «Красная звезда», отметив, что Москва хотела бы превращения ОДКБ в универсальную международную организацию. Попов заявил, что Россия выступает за качественное развитие ОДКБ и превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера.

    «Россия готова к диалогу и сотрудничеству с любыми странами на равноправных и взаимовыгодных условиях. Приоритет при этом отдаем Белоруссии, как и другим нашим партнерам по ОДКБ, Абхазии и Южной Осетии, государствам – участникам СНГ и членам Шанхайской организации сотрудничества», – отметил заместитель секретаря Совбеза РФ.

    Но насколько вообще серьезно или реалистично на сегодняшний день говорить о превращении ОДКБ в эффективный военно-политический и стратегический союз?

    Известный российский военный эксперт, замдиректора российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что у ОДКБ нет потенциала превращения в «международную универсальную организацию». В интервью Первому Информационному он отметил, что трудно сказать, что из себя представляет ОДКБ и что из нее может получиться. По мнению Храмчихина, Армении нужен союз с Россией, но абсолютно не нужен с ОДКБ.

    – Господин Храмчихин, как вы думаете, реалистично ли говорить о стремлении превратить ОДКБ в «международную универсальную организацию»?

    – Это вообщем-то, стандартное заявление. Российские представители неоднократно делали подобные заявления. Известно, что Россия хочет иметь свое «НАТО», но до сих пор оно не очень получалось, и я не понимаю, зачем оно должно теперь вдруг получиться.

    – Другими словами, можно сказать, что это скорее амбиции России, а не всего ОДКБ.

    – В первую очередь, да, конечно.

    – А какова миссия ОДКБ сегодня, если, конечно, какая-то миссия сформулирована? Ведь это пока военно-политический альянс и очень далек от превращения в военно-политический альянс, основанный на стратегических интересах, аналогичный НАТО.

    – Что из себя в реалии представляет ОДКБ, я не могу ответить, потому что, то же НАТО, на которое в данном случае ориентируется Россия, мягко говоря, не отличается эффективностью. А ОДКБ находится на ступень ниже. Поэтому, повторю, я не знаю, что такое ОДКБ и каковы у нее цели.

    – В случае подобных интеграционных структур, как НАТО, организация вынуждена проводить серьезные информационные, пропагандистские мероприятия во многих странах, чтобы информировать широкую общественную непрофессиональную аудиторию о том, что представляет собой их организация и какова ее миссия. И представители НАТО, приезжая в Армению, говорят, что немногие в Армении знают, что такое НАТО, и часто смотрят на это через призму советско-российской пропаганды – как на враждебный союз. На прошлой неделе посол Германии в Армении заявил, что у него впечатление, что никто в Армении, кроме узкого экспертного круга, не знает о НАТО.

    В случае с ОДКБ, если мы посмотрим с точки зрения интересов Армении, неясно, какую роль играет эта организация в обеспечении безопасности нашей страны. Это просто важный инструмент развития военно-политических отношений с Россией.

    – В том то и дело, что Армении нужны отношения с Россией, а ОДКБ, получается, приложением к этим отношениям, смысл которой уже сложно понять. Тем более получается, что у ОДКБ есть три отдельных направления, на двух из которых, кроме России, это Белоруссия и Армении. И представить себе, чтобы, например, допустим, Киргизия пришла на Кавказ защитить Армению, это полный абсурд. Что скрывать-то?

    – В любом случае сегодня ситуация такова: люди, которые ранее не были в восторге от ОДКБ и не были в восторге от вступления Армении в ОДКБ, но были реалистичны и хорошо знали о рисках выхода из этой структуры, говорят, что, если мы останемся в ОДКБ, значит мы должны уточнить наши взаимные обязательства, чтобы уточнить повышение эффективности структуры и ее роли и важности в системе безопасности каждого государства-члена. По вашему мнению, это справедливая постановка вопроса?

    – Безусловно, это справедливый вопрос. Если вы состоите в организации, надо понять, что это собственно такое.

    – И сейчас в связи с известной проблемой генсека ОДКБ руководство Армении говорит, что правила игры должны быть уточнены, чтобы решать такие вопросы на основе устава, и не было разночтений. Другие члены поддерживают этот подход, согласно которому проблемы внутри организации должны разрешаться законным образом, на основе правил, или более склонны решать проблемы в соответствии с их собственными политическими интересами?

    – Я думаю, до сих пор никто особо не проявлял такого стремления, видимо, именно потому, что никто серьезно в этом не заинтересован. Если встать на армянскую точку зрения, конечно, Армении абсолютно необходим союз с Россией, но совершенно не нужна ОДКБ.

    – В таком случае, для чего вообще нужна ОДКБ другим странам, Белоруссии, Казахстану и Киргизии, если они не знают, в чем заключается миссия этой организации, и не хотят устанавливать четкие правила и играть по ним?

    – Вот видимо по той же причине, что это некое приложение к союзу с Россией.

    – Есть ли у ОДКБ потенциал стать «международной универсальной организацией»?

    – На мой взгляд, нет, потому что можно было создать эту организацию в Центральной Азии, потому что там больше двух стран, и там есть некий смысл, хотя бы теоретический. А вот в ее нынешнем виде с тремя направлениями, я не понимаю, что из нее может получиться.

    1in






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ