Наверх


    Схватка света и тени в Иджеване

    ПОЛИТИКА - 20 Июля 2019 - 11:43  |  Просмотров - 1328

    После революции в Армении выяснилось, что в стране практически нет легальной экономики.

    Глава СНБ Артур Ванецян назвал произошедшее в Иджеване не народным протестом, а провокацией со стороны группы лиц, стоящих за незаконным бизнесом.

    В свою очередь, министр экологии Эрик Григорян заявил, что, по различным оценкам, ежегодный теневой оборот заготовки леса составляет от 500 тыс. до 1 млн. кубометров. «Если умножить на 40 долларов, получится, что речь идет об обороте примерно в 40 млн. долларов в год», сказал он. При этом министр не стал называть лиц, стоящих за этим бизнесом.

    Знает ли правительство лиц, которые курируют теневой бизнес? И была ли за этот год осуществлена инвентаризация экономики Армении, которая позволила бы власти хотя бы для себя выяснить, какая часть оборота в стране происходит в тени и кто этим управляет?

    Армения в этом смысле – одна из самых закрытых стран мира. Местные состоятельные люди, в отличие от других стран, стараются не попадать в рейтинги, не соревнуются в богатстве и избегают публичности. Никто не знает наверняка, есть ли в Армении долларовые миллиардеры, чем они владеют и на чем можно в стране разбогатеть.

    По оценкам международных экспертов, в тени находится от 30 до 50% оборота в Армении. Долгие годы структура армянской экономики строилась по простой схеме: бесконтрольная эксплуатация природных ресурсов (недр, лесов, воды), с выплатой в бюджет жалких крох, передача коммуникаций и других активов в правление российских компаний (с комиссионными для власти), экспортный товар – рабочая сила, вложение вырученных доходов в оффшоры. В итоге официально существовал небольшой бюджет, с зарплатами, которых едва хватало на хлеб, а основной оборот происходил совершенно в другом месте.

    После революции в Армении, когда политическая основа этой структуры была разрушена, выяснилось, что в стране практически нет легальной экономики. Куда ни ткнешь пальцем – тень, незаконный оборот, незаконная приватизация.

    Эксперты связывают процесс по делу Роберта Кочаряна именно с процессом деолигархизации и выхода из тени. Структура экономики «свет-тень» была выкристаллизована именно в период правления Кочаряна, и именно ему известно, кто чем управляет и сколько доходов получает. Аналитики еще в 2012 году говорили, что Кочарян «ушел и унес с собой в качестве тени половину армянской экономики».

    Было бы глупо утверждать, что Кочарян владеет всем этим теневым богатством, но есть основания полагать, что он владеет инвентаризационной книгой и знает, у кого что есть и сколько.

    В этом смысле в Иджеване происходит схватка света и тени.

    После революции не было ни одного случая передела собственности, заявил в Сингапуре премьер-министр Никол Пашинян. При этом в беседе с радио Азатутюн он отметил, что «коррупция в Армении – определенная система управления». «Когда нет коррумпированной системы, когда правительство вынуждено действовать в рамках закона, выясняется, что есть много законов, которые существовали только для Венецианской комиссии и других структур. Когда вы пытаетесь работать по закону, выясняется, что этот закон не для работы, а для показухи. В главный метод работы – коррупция», - сказал Пашинян.

    Чтобы выбраться из этой системы, нужна публичная инвентаризация, обнародование имен и владельцев теневого оборота, потому что только общество может предъявить права на узурпированные кем-то национальные блага и помочь правительству провести инвентаризации. Мы хотим знать своих миллиардеров в лицо.

    Lragir






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ