ArmenianReport
Самые важные новости Армении и мира
Глава МИД Армении: «Мирный договор с Азербайджаном предполагает создание двусторонней комиссии»
17 Апреля 2025
«Если два общества имеют историю вражды и конфликтов, они не могут решить все с помощью одного документа».
Это также часть общего армяно-турецкого диалога. Нам удалось согласовать текст проекта мирного соглашения (с Азербайджаном), и он полностью готов к подписанию. Это довольно большое достижение. Я бы сказал, что это историческое событие, нечто беспрецедентное. Представьте себе: Армения и Азербайджан, после длительного конфликта, после кровопролития в нашем регионе, смогли, нам удалось достичь соглашения по тексту.
Об этом заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в интервью турецким СМИ, отвечая на вопрос о процессе подписания мирного договора.
«Мы предложили немедленно начать консультации с нашими азербайджанскими партнерами для определения места и даты церемонии подписания. Однако, к сожалению, мы констатируем, что в Азербайджане несколько иное понимание этого вопроса. Они считают, что Армения должна предпринять дополнительные шаги, чтобы подписание соглашения стало возможным.
Например, упоминается вопрос о роспуске Минской группы ОБСЕ. Наша позиция заключается в том, что мы полностью готовы начать, инициировать процесс роспуска Минской группы ОБСЕ. Мы считаем, что если конфликта больше нет, а Минская группа была создана именно для содействия в урегулировании конфликта, то необходимость в существовании этой группы также исчезает. Но нам необходимо, так сказать, институциональное завершение конфликта, которое могло бы заключаться в подписании и ратификации мирного договора. Именно поэтому мы предложили нашим азербайджанским партнерам подписать в один день два документа: сначала мирный договор между нашими двумя странами, а затем совместное обращение в Секретариат ОБСЕ о нашей готовности начать процесс роспуска Минской группы.
Наши азербайджанские партнеры также постоянно ссылаются на Конституцию Республики Армения. Они требуют изменения нашей Конституции. Они говорят, что в нашей Конституции, в ее преамбуле, есть ссылка на нашу Декларацию независимости, что верно, и в которой, по их мнению, у нас есть территориальные претензии на их территориальную целостность, что не совсем верно, поскольку только те части Декларации независимости имеют обязательную юридическую силу в смысле Конституции, которые буквально цитируются в Конституции. Более того, соглашение, которое мы собираемся подписать, затрагивает этот вопрос. Итак, чтобы полностью понять ситуацию, мне нужно предоставить здесь больше подробностей.
Таким образом, соглашением стороны взаимно признают территориальную целостность друг друга в границах, существовавших между нашими странами как Советскими Социалистическими Республиками к моменту распада Советского Союза и ставших впоследствии международно признанными границами. Данное положение полностью снимает озабоченности азербайджанской стороны, что само по себе позволило достичь согласия по тексту соглашения. В то же время это полностью соответствует нашим представлениям.
Если мы подпишем этот договор и он будет направлен на ратификацию, то в рамках этого процесса он должен быть направлен в Конституционный суд для получения заключения, мнения. Такова наша юридическая процедура. Если наш Конституционный суд зафиксирует, что этот пункт, эта формулировка полностью соответствует Конституции, то есть не содержит никаких территориальных претензий за пределами границ, что приемлемо для азербайджанской стороны и признано международным сообществом, то это означает, что проблемы нет. Итак, ответ, решение не за пределами мирного соглашения, а внутри него. И самый короткий путь решения проблемы — подписание и ратификация мирного договора.
В то же время могу отметить, что теоретически, конечно, не исключена возможность вынесения Конституционным Судом отрицательного заключения, о несоответствии соответствующего положения Конституции. Однако у меня есть серьезные основания полагать, что суд, скорее всего, выскажет положительную позицию. И это, надо сказать, действительно примечательное обстоятельство.
Несколько месяцев назад, в сентябре, наш Конституционный суд вынес заключение по такому вопросу. Мы подписали еще один документ между Арменией и Азербайджаном. Это был первый международный документ, подписанный между двумя странами — регламент комиссий по демаркации. В этом регламенте наши два государства вновь согласились, что основой для демаркации должна стать Алма-Атинская декларация, которая фактически повторяет уже упомянутую мною идею: границами должны быть границы, существовавшие на момент распада Советского Союза.
Итак, мы обратились в наш Конституционный суд с просьбой ратифицировать этот документ, и наш Конституционный суд постановил, что он полностью соответствует нашей Конституции. Поэтому у меня есть веские основания полагать, что в случае мирного соглашения, в котором будет сказано то же самое, существует высокая вероятность того, что наш Конституционный суд снова скажет, что оно соответствует нашей Конституции. Так что проблем нет.
Между тем, и у нас имеются опасения относительно Конституции Азербайджана. И еще раз позвольте мне объяснить. Это не просто зеркальное отражение. В их Конституции есть ссылка на Декларацию независимости. Так, в своей Декларации независимости они заявляют, что нынешняя Азербайджанская Республика является правопреемницей первой Азербайджанской (Демократической) Республики, а не Советской. А первая Азербайджанская Республика, существовавшая до Советского Союза, провозгласила свой суверенитет над гораздо большими территориями, чем современный Азербайджан. В его состав входит более 60% суверенных территорий современной Армении. Итак, мы видим, что у нас есть свои опасения, но почему бы нам не поднимать этот вопрос постоянно? Потому что мы видим, как я уже говорил ранее, в случае с нашей Конституцией, что решение заключается в мирном соглашении. Мы подписываем его и решаем проблему. Конец.
Возвращаясь к основному вопросу, должен отметить, что мы очень конструктивны, очень гибки. Мы проделали большую работу над этим текстом. Теперь он готов к подписанию. В мире нет мирного соглашения, которое отвечало бы на все возможные вопросы. Если два общества имеют историю вражды и конфликтов, они не могут решить все с помощью одного документа. Мирное соглашение предусматривает создание двустороннего механизма — комиссии, которая будет контролировать выполнение соглашения, а также решать все возможные трудности и нарушения, которые могут и, скорее всего, будут зафиксированы в ходе процесса. Другими словами, мы разрабатываем инструментарий для решения этих проблем. Поэтому ожидание того, что все возможные вопросы должны быть решены до подписания мирного договора, по нашей оценке, несправедливо и нереалистично», — заявил он.
Отвечая на вопрос о том, продолжаются ли переговоры, Мирзоян сказал: «Да, мы ведем переговоры, потому что альтернативы нет. Если у нас есть мирная повестка дня, то какая может быть альтернатива переговорам? Переговоры продолжаются. Что касается места, вы знаете, это не принципиально. Есть идея подписать его на границе Армении и Азербайджана. Еще несколько столиц предлагают свои услуги, я ничего не исключаю. Пока я не получал такого предложения. Я не исключаю никаких вариантов».
News.am
ArmenianReport https://armenianreport.com