ArmenianReport
Самые важные новости Армении и мира
Рубен Сафрастян: «Недовольство России политикой Азербайджана выражается в том, что они пытаются ударить по различным азербайджанским группировкам»
07 Июля 2025
Фрагмент интервью «Арменпресс» с востоковедом, тюркологом, академиком НАН РА Рубеном Сафрастяном.
- Как Вы думаете, недавний израильско-иранский конфликт привел к изменению геополитической ситуации на Южном Кавказе?
- Возможно, правильнее было бы сосредоточиться не на геополитических событиях на Южном Кавказе, а на Ближнем Востоке в целом. С этой точки зрения следует отметить, что позиции Ирана, безусловно, ослабли. На мой взгляд, в процессе формирования новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке делаются первые шаги. Я считаю, что столпами этой новой архитектуры станут Израиль, Саудовская Аравия и Турция. Всех троих поддерживают США. В таком случае Иран, образно говоря, оказывается вне игры и теперь вынужден бороться за восстановление своих позиций. Предполагаю, что эта борьба будет долгой.
Переходя от общего к частному, следует констатировать, что Иран в условиях ослабления своих геополитических позиций уже не сможет иметь прежнего влияния на Южном Кавказе, поскольку теперь он вынужден сосредоточиться на решении других, в том числе внутренних, проблем.
Кроме того, мы видим, что отношения между Ираном и Азербайджаном вступили в определенную стадию турбулентности. Эти отношения имеют тенденцию к обострению, но с другой стороны, заметно, что иранское руководство старается их не обострять. В то же время со стороны Ирана звучат различные заявления и обвинения относительно произраильской позиции Азербайджана.
Таким образом, можно сказать, что новая роль Ирана в регионе пока не прояснена. Необходимо некоторое время, чтобы понять, какой будет роль Ирана в нашем регионе в обозримом будущем.
- Согласны ли Вы с мнением, высказанным некоторыми экспертными кругами, что на фоне ослабления роли Ирана и России в регионе, позиции Турции заметно укрепились, и кроме того, Азербайджан пытается стать более значимым фактором?
- Я согласен с этими оценками. В целом, да, роль России начала ослабевать после 44-дневной войны 2020 года. Сейчас, в связи с обострением российско-азербайджанских отношений, этот процесс вошел в новую стадию.
Также следует отметить, что Иран и Россия, по сути, не являясь союзниками, в последнее время как будто бы сблизились в своих отношениях. Такое впечатление было до недавних атак на Иран со стороны Израиля и США. Однако сейчас появилась информация, что Иран недоволен позицией, занятой Россией в ходе этой 12-дневной войны, и в российско-иранских отношениях будет зафиксировано определенное охлаждение. Получается, что уровень отношений России с Азербайджаном снижается, а отношения с Ираном как будто замораживаются. Кроме того, отношения России с Арменией также неспокойны. По моему мнению, опять же по инициативе российской стороны.
- Как Вы считаете, имеет ли явное обострение азербайджано-российских отношений, которое получило новое проявление после ареста в Екатеринбурге азербайджанцев с российским гражданством по обвинению в убийстве, политический подтекст?
- Я думаю, неправильно рассматривать все это на чисто бытовом или юридическом уровне. У российской элиты накопилось определенное недовольство политикой Азербайджана. В частности, после истории со сбитым азербайджанским самолетом. Помните, какую резкую риторику использовали азербайджанские власти в первое время? Тогда этот процесс обострения отношений удалось остановить. Сейчас недовольство России политикой Азербайджана выражается в том, что они пытаются ударить по различным азербайджанским группировкам, которые переплетены с российской коррупционной системой.
Это представляет опасность для Алиева, поскольку он получает значительные суммы денег от азербайджанских кругов, накопивших большие богатства в России. Если Азербайджан не попытается защитить этих людей, они будут разочарованы и прекратят финансовый поток. Итак, Алиев вынужден пойти на резкие шаги, чтобы показать, что он защищает своих соотечественников, проживающих в России, и противостоит России. Насколько углубится эскалация российско-азербайджанских отношений, сейчас трудно предсказать.
- Возможное углубление этих противоречий может отразиться на Армении?
- Не думаю, что это напрямую повлияет на нашу страну. Ведь Азербайджан больше зависит от Турции. Я думаю, что Турция имеет большее влияние на политику Азербайджана, чем Россия. Я не склонен к мысли, что это обострение российско-азербайджанских отношений изменит позиции Азербайджана в нашем регионе, в частности, в плане подходов к Армении. Все останется по-прежнему, если Турция не будет давить на Азербайджан. Но я не думаю, что Турция сейчас заинтересована в турбулентности отношений в нашем регионе. Эта страна, насколько я понимаю, хочет сохранить тот статус-кво, который здесь сложился, который был создан после 44-дневной войны и идет ей на пользу.
Арменпресс
ArmenianReport https://armenianreport.com