ArmenianReport
    Самые важные новости Армении и мира


    Foreign Policy: США ожидают, что мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан к концу 2026 года

    27 Августа 2025


    «К огромной заслуге Пашиняна, он понял, что сокрушительное военное поражение, потеря Нагорного Карабаха и бегство этнических армян с этих территорий создали не только необходимость мира, но и возможность достичь его постоянного установления».

    Встреча, которая состоялась 8 августа в Вашингтоне между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, стала переломным моментом в борьбе, длившейся десятки лет между соседями Южного Кавказа, пишет Foreign Policy.

    «Две страны подписали рамочное соглашение, которое может привести к завершению конфликта, существующего до обретения ими независимости от Советского Союза, открыть возможности для региональной торговли и инвестиций, а также вывести США в качестве важного игрока в регионе, долгое время находившемся под влиянием России, Турции и Ирана.

    Подготовка предварительного соглашения заняла несколько месяцев, и оно стало одной из крупнейших инициатив Вашингтона в постсоветском пространстве. Подписание соглашения осложняет популярный нарратив о том, что администрация Трампа стремится вывести США из международных обязательств или уступить Кремлю сферу влияния. Вместе с тем соглашение остаётся неполным и несёт реальные риски как для региона, так и для США», - отметил автор статьи, заслуженный научный сотрудник Института национальных стратегических исследований при Университете национальной обороны США Джеффри Манкофф.

    По словам официального лица, участвующего в процессе, администрация Трампа ожидает, что окончательный мирный договор может быть подписан и ратифицирован к концу 2026 года. Для реализации этой цели всем сторонам — включая США — необходимо выполнять свои обязательства и одновременно решать ряд остающихся нерешённых вопросов.

    «Конфликт между Арменией и Азербайджаном долгое время способствовал фрагментации Южного Кавказа и его стратегической маргинализации. Он также позволял России доминировать в регионе, поскольку Москва с 1990-х годов блокировала любые окончательные решения, вынуждая и Баку, и Ереван обращаться к Кремлю как к арбитру и поставщику безопасности. Российское вмешательство предотвращало эскалацию конфликта, но одновременно препятствовало его долгосрочному разрешению, которое позволило бы обеим странам самим определять своё будущее.

    Разгромная победа Азербайджана во Второй карабахской войне в 2020 году, а затем возвращение контроля над оставшимися районами, ранее находившимися под управлением Армении, в конце 2023 года создали принципиально новую реальность. К огромной заслуге Пашиняна, он понял, что сокрушительное военное поражение, потеря Нагорного Карабаха и бегство этнических армян с этих территорий создали не только необходимость мира, но и возможность достичь его постоянного установления. Пока Ереван был заинтересован в мирном соглашении, Баку долгое время проявлял осторожность. Азербайджанское руководство осознавало, что держит сильные карты и может выдвигать максималистские требования», - пишет Манкофф.

    По словам автора статьи, тем не менее, контуры мирного соглашения были понятны давно: взаимное признание территориальной целостности (включая контроль Азербайджана над Нагорным Карабахом), демаркация границ, отказ от юридических претензий и нормализация дипломатических отношений.

    «В марте Баку и Ереван объявили, что согласовали основные положения сделки на этих условиях. Теперь Армении и Азербайджану — при помощи США — предстоит перейти от рамочного соглашения к полноценному мирному договору.

    Тем не менее остаётся множество ключевых проблем. Два вопроса, долго осложнявшие переговоры, — требование Баку о коридоре через армянскую территорию, соединяющем основную часть Азербайджана с эксклавом Нахиджеван, и изменения в Конституции Армении, которые гарантировали бы, что будущие армянские правительства примут потерю Нагорного Карабаха. Националистическая мобилизация против Армении также остаётся важным элементом политической легитимации Алиева.

    Вопрос коридора был особенно сложным. Ни одна сторона не хотела, чтобы российские войска обеспечивали транзит, как это предполагалось по условиям прекращения огня 2020 года. Армения отвергала любое присутствие извне, которое подрывало её суверенитет, в то время как Азербайджан требовал беспрепятственного доступа к Нахиджевану. Угрозы Азербайджана захватить контроль над маршрутом и прилегающей территорией Армении ситуацию не улучшали. Ключевым элементом дипломатии Вашингтона за кулисами было предложение о предоставлении США исключительных прав на развитие коридора», - говорится в статье.

    По мнению Манкоффа, полный мир между Арменией и Азербайджаном принес бы огромные выгоды жителям региона, прежде всего — «обеспечив защиту от новой войны».

    «Он защитил бы Азербайджан от возрождения карабахской проблемы и одновременно обезопасил Армению от угрозы азербайджанской агрессии с целью захвата транзитного маршрута к Нахиджевану. В рамках соглашения Азербайджан получит более тесное стратегическое партнёрство с США, что обещает инвестиции в энергетику и инфраструктуру (включая предложенный транскаспийский оптоволоконный кабель) и снятие ограничений на оборонное сотрудничество, что может укрепить позиции страны против региональных соперников — России и Ирана. Армения также выиграет от более тесного сотрудничества с США в сфере безопасности и возможного открытия границ с Азербайджаном и Турцией, закрытых с начала Первой карабахской войны 1990-х годов.

    Открытие границ позволит Армении интегрироваться в региональные торговые и транспортные сети, которые долго обходили страну. Нормализация отношений с Турцией может последовать быстро, несмотря на давние исторические напряжённости, уходящие корнями в позднюю Османскую эпоху, особенно по вопросу массового убийства армян османскими войсками во время Первой мировой войны», - отмечает автор статьи, показательно избегая термина «Геноцид армян».

    По его словам, открытие границ и облегчение транзита помогут «преодолеть давнюю фрагментацию Южного Кавказа, сделав регион более привлекательным как связующее звено между Европой и Азией».

    «Дополнительные выгоды принесёт возможность расширять торговлю и инвестиции вдоль так называемого «Среднего коридора» от Китая через Центральную Азию и Каспийское море в Европу. Развитие Среднего коридора, что, среди прочего, снизит влияние России на постсоветскую Евразию, было одной из долгосрочных целей Вашингтона.

    Несмотря на очевидные преимущества постоянного соглашения для Баку, Еревана и всего региона, путь вперёд остаётся непростым. Поддерживать обе страны до подписания и ратификации договора потребует постоянного внимания. Баку может отказаться от участия, если сочтёт, что обещанные выгоды не реализуются — например, если возникнут проблемы с снятием ограничений на сотрудничество США и Азербайджана в сфере безопасности. Хотя правительство Пашиняна привержено соглашению, политическая нестабильность в Армении, включая предполагаемую попытку переворота противников сделки, также может вызвать трудности.

    Рамочное соглашение также оставляет ряд армянских вопросов без решения. Среди них — выполнение положений о территориальной целостности, что потребует выхода азербайджанских войск с участков армянской территории, которые они всё ещё контролируют, окончательное урегулирование статуса армянских беженцев из Карабаха и требование Баку о конституционных изменениях. Доверие между армянами и азербайджанцами низкое после более чем трёх десятилетий конфликта и демонизации друг друга. Мирный процесс пока носит сверху-вниз характер; получение поддержки от гражданского общества и обычных людей потребует гораздо больше времени в обеих странах.

    Ещё одна проблема связана с решением Вашингтона активнее вмешиваться в регион. Россия и Иран рассматривают даже коммерческое присутствие США там как недружественное. Российские удары по энергетическим объектам Азербайджана в Украине после церемонии подписания Белым домом, по-видимому, сигнализируют о недовольстве Кремля. Иран также дал понять, что не потерпит присутствия США в регионе», - подчеркивает Манкофф.

    По его словам, пока что изнурительная война России в Украине предоставила США и другим внешним игрокам окно возможностей для изменения ситуации на местах в регионе, который Москва всё ещё считает своим «задним двором». «Местные наблюдатели остаются обеспокоенными тем, что российские амбиции по региональной гегемонии не исчезли, и что всё более милитаризованный и агрессивный Кремль захочет урегулировать счёты на Кавказе (и в других местах), когда его войска освободятся от боёв в Украине.

    Москва в последние месяцы вела словесную перепалку с Баку после того, как российские ПВО сбили пассажирский рейс Азербайджанских авиалиний, в результате чего погибли 38 человек. Между тем сторонники Пашиняна обвиняют Москву в участии в планах свержения армянского лидера. Россия также сохраняет другие рычаги влияния в Армении, включая ключевую роль в экономике, контроль критической инфраструктуры (например, единственной атомной электростанции) и сети влияния в Армянской Апостольской Церкви.

    Белый дом рассчитывает, что сочетание американских инвестиций и расширенного сотрудничества в сфере безопасности для Баку и Еревана создаст достаточный сдерживающий эффект, чтобы ни Москва, ни Тегеран не оспаривали новые условия. Этот расчёт может сработать; если нет — остаётся открытым вопрос, рискнёт ли Вашингтон конфликтом с Россией или Ираном на Кавказе.

    Несмотря на эти опасения, рамочное соглашение между Арменией и Азербайджаном является важным шагом к завершению одного из самых ожесточённых конфликтов региона. Достижение этого этапа потребовало политической смелости в Баку и Ереване, а также настойчивости и креативности со стороны США (и Франции, которая помогала учитывать армянские вопросы безопасности на протяжении всего процесса). Так или иначе, соглашение знаменует начало новой эпохи на Южном Кавказе», - подчеркивает автор статьи.

    News.am



    ArmenianReport https://armenianreport.com