Наверх


    Куда потратят 400 тыс. долларов, выделяемые на ремонт дома-интерната в Степанакерте?

    ОБЩЕСТВО - 21 Ноября 2011 - 09:20  |  Просмотров - 2788

    На страницах Armenia Today опубликовано письмо правозащитника Ары Х. Манукяна.

    Ара Х. Манукян занимается защитой прав человека, он представитель фонда «Шаан Натали» в Арцахе и Армении, является членом организации «Policy Forum Armenia» (PFA), действующей в Вашингтоне.

    Правозащитник задается вопросом нецелевого использования средств. выделенных на ремонт дома-интерната в Степанакерте. В частности, он пишет:

    «Летом 2011г. Всеармянский фонд «Айастан» распространил заявление о старте новой программы, показавшейся мне противоречивой. Целью стал дом-интернат для одиноких стариков и инвалидов в Степанакерте, который предусматривалось капитально отремонтировать, как отмечается на сайте Фонда, за счет щедрого пожертвования московского бизнесмена Армена Шахазизяна в размере 400 000 долларов. К этому добавилось финансирование арцахского правительства. Общая стоимость предложенного широкомасштабного ремонта, вероятно, составила свыше полумиллиона.

    Утверждение, содержащееся в распространенном пресс-релизе Фонда, о том, что «два корпуса дома-интерната в последний раз ремонтировались в 1988 году», поставило под вопрос надежность и целесообразность программы. Ведь это - абсолютно ложное заявление. В последний раз широкомасштабный капремонт в доме-интернате проводился Армянским Общим Благотворительным Союзом (АОБС) в 1999 году.
     
    На официальном сайте АОБС имеется список всех программ, осуществленных Союзом, среди них значится следующая программа: «Renovation of the Stepanakert house for elderly people, with 55 permanent residents and 150 aged people under custody» (Реконструкция  Степанакертского дома престарелых, где проживают 55 постоянных жильцов и 150 лиц, находящихся под опекой – А.Х.М.). Ремонт дома престарелых был осуществлен на средства, оставшиеся от суммы, выделенной на строительство ул. Алека Манукяна. У меня есть информация лично от Луис-Симон Манукян, что из суммы, выделенной на строительство улицы, около 400 тыс. долларов было направлено на капитальный ремонт дома-интернета, согласно предложению правительства Арцаха.
     
    На это упущение я сразу же обратил внимание начальника отдела по вопросам программ и внешних связей Всеармянского фонда «Айастан» (ВФА) Вардана Партамяна, Луис-Симон Манукян и АОБС.
     
    После моего вопроса на английской странице сайта ВФТ в характеристику инициативы, помещенную в разделе о текущих программах, были внесены изменения, выражено  уважение к делу Луис-Симон Манукян: «The building, where the Stepanakert nursing home is located now was built in 1970 s. The nursing home moved here in 1999 after the reconstruction of the building with the support of Louis Simon Manukyan» (часть цитаты – «Дом-интернат был перемещен сюда в 1999г., после реконструкции здания, осуществленного при содействии Луис-Симон Манукян» – А.Х.М.). А в армянский вариант сотрудники Фонда забыли внести соответствующую поправку: «Здание, в котором сегодня размещается Степанакертский дом-интернат, был построен в 70-х годах». За этим сразу же следует третье предложение английского варианта. Вклад г-жи Манукян проигнорирован и в альтернативном варианте описания программы, использованном для пресс-релиза и блога.
     
    Работники АОБС подтвердили факт реконструкции, осуществленной в конце 20-го века. Однако Луис-Симон Манукян, которая вышла из состава АОБС в 2009 году, безразлично восприняла мою весть. То, что я обнаружил, подтвердило мое впечатление, что в АОБС царит атмосфера дремоты. Я очень удивился, когда нашел вышеуказанный пресс-релиз Всеармянского фонда «Айастан» в дайджесте армянских новостей АОБС без каких-либо изменений или комментария по поводу явного искажения правды.
     
    Почему ВФА не указал факт осуществленного широкомасштабного ремонта, стоившего 400 тысяч долларов? Это как плохо был проделан ремонт 10 лет назад, если сегодня требуется гораздо более дорогостоящий капремонт? Что, здание разбомбили в поствоенном Степанакерте?
     
    Если, действительно, строительная компания плохо выполнила работу в 1999 году, следовательно, растратив 400 тысяч долларов г-жи Манукян, то я жду, что правительство Арцаха призовет к ответственности подрядчика и контролеров программы, то есть строительную компанию и самого себя. Но ничего сделано не было. В таком случае я должен спросить: а есть ли необходимость в ремонте вообще?
     
    Чтобы стало понятно, как будут потрачены 400 тысяч долларов на капитальный ремонт дома-интерната, ниже представляю общую физическую картину строения по данным ВФА:
     
    Дом-интернат представляет собой комплекс, который охватывает два жилых двухэтажных корпуса, в которых расположены 40 жилых комнат, отдельный зал для торжеств, прачечная, столовые корпусы. В доме-интернате нет отдельной кухни. Кухня занимает угол в столовой. В интернате сегодня проживает 78 человек, среди них не только одинокие старики, но и инвалиды.
     
    Согласно общей характеристике программы, 400 тысяч долларов предусмотрены на следующие нужды:
     
    1. замена окон и дверей;
    2. замена средств инженерной коммуникации;
    3. преобразование зала торжеств в столовую;
    4. строительство нового пищевого блока при столовой;
    5. строительство санузлов во всех 40 комнатах (в жилых корпусах есть только по одному санузлу на этаже, что очень неудобно для пожилых и инвалидов);
    6. замена крыши;
    7. внешняя и внутренняя отделка;
    8. установка системы отопления.
     
    В доме-интернате 40 комнат, что означает, как минимум, 40 окон и дверей. Сколько из этих окон в плохом состоянии? С целью лучшего понимания нужд я отправил друга в дом-интернат, чтобы он сфотографировал здание таким, каким оно предстает перед ремонтом. Судя по фотографиям, не все находится в плохом состоянии. Так или иначе, я хотел бы особо сосредоточиться на трех последних пунктах: крыши, внутренняя и внешняя отделка, система отопления.
     
    Почему предпочтение было отдано замене, в частности, в случае с крышей? Маловероятно, что состояние жестяной крыши за такое короткое время настолько ухудшилось, чтобы однозначно дорогостоящей замене не было альтернативы. На фотографиях крыша не в таком плачевном состоянии, чтобы требовалась замена. Некоторые участки можно было бы отдельно отремонтировать, например, у жерла водосточной трубы, находящейся в левом краю крыши.
     
    Что подразумевают под собой работы по внутренней и внешней отделке? Прежде чем фотограф добрался до дома-интерната, строители уже начали удалять штукатурку с внешних стен. Кстати, штукатурка была настолько твердой и так прочно прикреплена к стене, что ее трудно было отколоть. Строители отказались комментировать решение о внешней отделке. Так или иначе, один из жильцов сказал фотографу: «Они столько штукатурки удаляют! Зачем, не знаю. Наверное, деньги на этом делают». Зачем нужно было тратить столько денег на то, чтобы снова отштукатурить стену, если трещины и повреждения можно было устранить и обновить стены новым слоем краски? Частичного ремонта и покраски было бы достаточно и для внутренней отделки здания. Всю эту сумму, израсходованную на вторичную штукатурку, можно было бы потратить на элементарную меблировку дома престарелых. 
     
    Благоустройство санузлов – еще один из дорогостоящих пунктов этой программы. По одному санузлу на каждом этаже, пожалуй, недостаточно, но по одному туалету в каждой из 40 комнат – другая крайность. Даже в большинстве домов престарелых, действующих в США, туалет есть не в каждой комнате. Пожалуй, наиболее разумным решением могла бы стать установка туалетов в 3-4 комнатах, предназначенных для лиц, находящихся в особо уязвимом физическом состоянии. 
     
    ВФА утверждает, что в здании нет отопительной системы. Прежде всего, трудно поверить, что в здании, предназначенном для наиболее чувствительной к теплу категории людей, может не быть системы отопления. Во-вторых, у меня есть фотография, где в одном из вестибюлей дома-интерната ясно виден радиатор отопления. Такая же система отопления с помощью радиаторов была установлена в 11-этажном здании, предназначенном для ветеранов войны, вдов, а также в Степанакертской шахматной школе. Строительство этого здания, осуществлявшегося при финансировании АОБС (650.000 долларов) и при софинансировании арцахского правительства (350.000 долларов), было завершено почти тогда же, что и капремонт дома-интерната, где была внедрена такая же система отопления. В-третьих, на фотографии этого вестибюля с безупречными стенами можно увидеть трещину как раз позади радиатора. Точно такая же трещина имеется на стене моего дома в Мартуни, позади радиатора. Такого рода трещины обычно возникают из-за высокой температуры возле радиатора внутри помещения, а снаружи – это следствие одновременного расширения и сужения, что происходит из-за  сурового холода.
     
    Даже если проигнорировать эти замечания по экономному расходованию средств, то выделенная сумма, все равно, производит впечатление переоценки реальной стоимости капитального ремонта. Просто сумма, выделенная для капремонта, настолько велика, что ВФА, кажется, проявил креатив с целью оправдания финансового расточительства. Мне остается лишь гадать, почему стоимость и нужды были преувеличены лишь для соответствия сумме, а не наоборот. Ясно, что это - программа уже реализованной программы, которая, в крайнем случае, потребовала бы очень легких частичных ремонтных и молярных работ на очень небольшую сумму из средств, выделенных для реализуемого капремонта.
     
    Около десяти лет назад правительство Арцаха приняло решение снести аварийные, квартиры, ставшие норами для крыс, и заменить их современными жилыми домами для тех же жителей. Около 3 лет назад эта программа была прекращена из-за отсутствия финансирования. В этом контексте готовность арцахского правительства софинансировать программу неуместного капремонта просто невыносима». 

    Armenia Today

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ