Наверх


    Марк Твен и современная Армения

    ПОЛИТИКА - 22 Сентября 2011 - 06:30  |  Просмотров - 2381

    Великий Марк Твен в ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».

    Сегодня, когда страна впадает в период полемик, касающихся итогов двадцатилетней независимости Армении, было бы неправильно не воздать должное жанру, в котором трудился великий американец, и не представить, каково же было бы ему работать в современной Армении.

    Как мы знаем, Марк Твен написал рассказы «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Как я был журналистом в Теннеси», «Как меня избирали губернатором». Так вот, в современной Армении все эти рассказы можно было бы объединить под одним общим названием «Как я занимался тем, чего нет». Это правда. Ведь в Армении уже практически нет сельского хозяйства, а есть пародия на него, нет возможности быть журналистом, а есть необходимость быть борцом против криминально-олигархического режима, и, наконец, нет выборов, а есть назначения в депутаты и на любые доходные должности, позволяющие принимать участие в круглогодичном пире во время общенациональной чумы.

    Представляю, сколь сарказма и порой изысканного, а порой и дубиной прямоты бьющего юмора было бы в рассказах Твена о том, сколь большие таланты требуются, чтобы заниматься тем, чего нет. Уверен, что тут одним рассказом не ограничишься и будет необходимость в новом произведении под условным названием «Как я лизал зады». Это будет своего рода учебник, путеводитель по сложной жизни, чреватой ошибками в вопросе поцелуя не того, кого следует и куда следует.

    Но, изучив этот, к счастью теоретический, а не практический труд, все стремящиеся к выживанию в Армении будут знать не только в лицо нужные объекты для поклонения и все церемонии, сопровождающие столь важный для карьерного роста процесс. Большой тираж и читательский успех этому произведению были бы гарантированы хотя бы тем, что скупку и распространение книги могла бы взять на себя правящая партия, используя ее в качестве собственного Устава.

    Таким образом, Серж Саргсян превратился бы для литературного отца Тома Сойера в нового Генри Роджерса - одного из директоров компании «Standard Oil», нефтяного магната, который помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, превратившись в его близкого друга. В глазах же общественности временщик, глава криминально-олигархического режима, малоинтеллектуальный человечек во мгновенье ока бы превратился в мецената и друга писателей.

    Вот они – сила искусства, величие печатного слова! Что до плодов труда тандема Саргсян-Твен, то их практическая польза для взращенных в духе культурных и морально-нравственных ценностей нынешней власти жителей республики может состоять в том, что по всей Армении ежедневно могут разноситься звуки поцелуев - это результаты неустанных тренировок тех, кто рвется хоть как-то прикоснуться к власти.

    Уверен, что после личного знакомства с Сержем Саргсяном, Марк Твен заново повторил бы свой блестящий афоризм: «Богатым можно иметь свои принципы». Не исключено, что его, по личному распоряжению президента, взял бы на вооружение премьер-министр Тигран Саркисян. Именно этим афоризмом он объяснял бы народу то, что власть взяла за привычку торговать всем, на что есть спрос, вплоть до вопроса Геноцида и национальных богатств страны, умело спекулируя суверенитетом и независимостью Армении. Им же, афоризмом о принципах богатых, читай криминально-олигархического режима, всевозможные адепты власти и ее глашатаи объясняли все имеющиеся и будущие социально-экономические проблемы рядовых граждан, на фоне продолжающегося роста доходов особ, приближенных к власти и играющих по установленным ею правилам.

    Не исключено, что у Марка Твена, будь он жителем современной Армении, наладились бы тесные контакты и с оппозицией, возглавляемой Левоном Тер-Петросяном. Как человек до мозга костей свободный, он мог бы дать ценные советы сторонникам первого президента, которые так часто рассуждают о необходимости демократизации Армении, как о самом необходимом условии свободного развития личности. Вполне вероятно, что Твен даже выступил бы на одном из митингов сторонников Деда Левона, где бы повторил свою крылатую фразу: «Право на глупость – одна из гарантий свободного развития личности». Сей афоризм, по сути, и явился бы новой, более изящной и литературно оформленной формой извинения Левона Тер-Петросяна за то, что он привел к власти тех, с кем сейчас вроде бы борется.

    Общеизвестно, что только остроумие Марка Твена создало ему репутацию в годы, когда он занимался журналистикой. Но, в наших условиях даже его остроумия, как мне кажется, не хватило бы для того, чтобы писать на темы внешней политики. Вот, к примеру, захотел бы великий американец пройтись по деятельности Кремля, а ему в ответ – «низзя!». То же самое в отношении США, Израиля, Франции, Ирана, да почти всех. Исключение будет сделано только для Турции и Азербайджана. Вот тут – пиши, сколько захочешь. Ливни в Европе? Виноваты коварные турки! Голод в Африке? Это Азербайджан виноват! Не попадает в пустые ворота Фернандо Торрес? Виноваты и Турция, и Азербайджан. А что касается остальных стран, то писать нужно так: «Некие державы, в азарте своего противостояния, напрочь забыли о существовании некой маленькой страны, что чревато для последней весьма плачевными последствиями». Вроде, и рыбку съел и в целом - все обошлось без каких-либо потерь.

    Вот таким, в общих чертах, мне видится гипотетическое пребывание Марка Твена в современной Армении. А что бы он сказал, накануне 20-летия независимости республики? Наверное, лишь горько и иронично заявил бы: «Слухи о независимости Армении сильно преувеличены». И это, увы, не юмор – это – правда, от которой никуда не деться.

    Грачья Галустян
     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ