Наверх


    Когда хвост хочет вертеть собакой

    НАША АНАЛИТИКА - 14 Мая 2019 - 09:30  |  Просмотров - 18894

    После ареста Кочаряна трещина между Ереваном и Степанакертом, между Пашиняном и Саакяном, между ереванской и карабахской элитами стала еще шире.

    После бархатной революции в Армении, совершенной Пашиняном и его командой в апреле прошлого года, наружу всплыл давний, но тщательно скрываемый и даже яростно опровергаемый двумя обществами глубинный ментальный конфликт между собственно карабахскими армянами и ереванскими, или айастанцами.

    В принципе, недопонимание между двумя нашими обществами существовало во все времена – и в древние, и в царские, и в советские. Не будет секретом, если скажем, что мы всегда покровительственно, иронично подшучивали над карабахским упрямством, и даже сочувственно относились к арцахцам, понимая их нелегкое геополитическое положение.

    На какое-то время, из-за освободительной войны в Арцахе, противоречия между нами ушли на задний план, поскольку во главу угла было поставлено стремление избавить Арцах от азерского деспотизма.

    В послевоенное время ментальные противоречия между двумя обществами также никуда не делись. Правда, до конфликтных ситуаций не доходило, учитывая тот факт, что во главе Армении встал сначала Роберт Кочарян, а затем и Серж Саргсян – оба выходца из Арцаха. Однако с приходом Пашиняна, не связанного никакими узами и обязательствами с арцахцами, конфликт разгорелся не между обществами, а политическими элитами.

    Несмотря на наш критичный взгляд на личность Пашиняна и его политику, тем не менее, следует признать, что противопоставление Еревана и Степанакерта было инициировано не им, а властями Арцаха, не принявших революционных изменений в Армении. Масла в огонь подлило желание новых властей усадить на скамью подсудимых второго президента Армении Роберта Кочаряна и самых одиозных политиков и военных чинов периода его правления. Не буду лукавить – руки этих сказочно обогатившихся людей по локоть в крови наших граждан, на их совести закабаление Армении Россией и в целом, бедственное положение страны. Вряд ли кто-то в Армении, никак не связанный с Кочаряном и его окружением, может сказать хоть одно доброе слово в адрес второго президента. Более того, общество в массе своей желает видеть Кочаряна в тюрьме – слишком много бед он, его окружение и его сменщик принесли всем нам.

    Было бы логичным, учитывая общность Армении и Арцаха, чтобы и во втором армянском государстве произошла бескровная смена власти и элит. И, думаю, революционные власти Армении очень на это рассчитывали. Однако произошло обратное – официальный Степанакерт превратился в очаг контрреволюции, выступая с явно антипашиняновскими заявлениями, критикуя премьера и его политику.

    Еще в середине прошлого года многие из нас заметили новое для нас и опасное для армянских государств явление – Степанакерт больше не поддакивает Еревану, не поддерживает его во всем, как это было при Кочаряне и Саргсяне, яростно сопротивляется кадровым назначениям Еревана в НКР и опровергает заявления Пашиняна, касающиеся урегулирования конфликта. Причем, Пашиняну апеллировали далеко не первые лица Арцаха, а скажем, пресс-секретарь президента Давид Бабаян и секретарь Совбеза НКР Виталий Баласанян. Что, кстати, окружение Пашиняна и сам премьер расценивают как открытое неуважение к себе.

    После ареста Кочаряна трещина между Ереваном и Степанакертом, между Пашиняном и Саакяном, между ереванской и карабахской элитами стала еще шире. И хотя на людях оба лидера демонстрировали дружелюбие и взаимоуважение, тем не менее, скрывать и далее напряжение между двумя столицами уже было невозможно.

    Что тут можно сказать? Вне всякого сомнения, противопоставление Армении и Арцаха - очень опасная тенденция, тем более, учитывая чувствительность вопроса и неурегулированный конфликт. Но глупо было бы вину за это противостояние взваливать на самого Пашиняна. Он-то тут как раз виноват меньше всего. Инициатором противостояния выступили как раз власти Арцаха, не желающие перемен, не желающие покидать насиженные места и не готовые видеть Кочаряна на скамье подсудимых, поскольку опасаются, что и с ними может произойти нечто подобное. Благо, есть за что.

    Однако в Степанакерте, похоже, заигрались в независимость и забыли кое-что. Слишком быстро они забыли все то хорошее, что мы для них сделали. Слишком быстро там забыли, сколько граждан Армении полегло на поле боя ради независимости Арцаха. Не стоит также забывать, что содержание второго государства происходит в большей степени за счет первого – это Армения содержит Арцах, а не наоборот. И именно Армения является гарантом не просто независимости, а самого существования второго армянского государства.

    Прошу прощения за сравнение, но налицо ситуация, хорошо описанная в выражении о том, что хвост хочет вертеть собакой. Именно это мы сейчас и наблюдаем в отношениях между Ереваном и Степанакертом.

    Однако заигравшимся Бако Саакяну и его окружению стоит все же хоть иногда выходить в народ и знакомиться с настроениями населения Арцаха. А они, совершенно очевидно, не в пользу режима Бако Саакяна. Люди в Карабахе также жаждут перемен, аналогичных тем, что произошли в Армении. Перемены эти рано или поздно произойдут, Арцах нуждается в демократизации. И чем быстрее это поймут в Степанакерте, чем быстрее там произойдет бескровная смена власти, тем быстрее удастся устранить противостояние между Арменией и Арцахом, за которым пристально наблюдают сразу в нескольких соседних государствах.

    Тевос Аршакян
    ArmenianReport






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ