Наверх


    Маркедонов об армяно- азербайджанском конфликте: «При неопределённой границе происходит борьба за «пустоты»»

    ПОЛИТИКА - 14 Июля 2020 - 16:45  |  Просмотров - 1376

    «Самое, пожалуй, главное, это то, что пограничные конфликтные истории не вписаны в контекст обновлённых Мадридских принципов».
     
    За конфликтом между двумя закавказскими государствами прочно укрепилось название нагорно-карабахского.
     
    Действительно, Нагорный Карабах- это сердцевина противостояния. Однако борьба за эту территорию его не исчерпывает. Конфликт развивается также вдоль армяно- азербайджанской госграницы за пределами «линии соприкосновения» в Карабахе. И этому направлению традиционно уделяется меньшее внимание. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедовнов.

    «Уже лет десять кряду пишу о том, что «пограничный» узел армяно- азербайджанского конфликта более сложен и потенциально опасен, чем собственно карабахский. Граница между странами не демаркирована и не делимитирована. В такой ситуации даже между дружественными странами Азербайджаном и Грузией возникают неприятные инциденты, смотри многолетнюю историю вокруг скального монастырского комплекса Давид- Гареджи. А в армяно- азербайджанском контексте речь идёт о двух откровенно враждебных государствах. При неопределённой границе и многолетнем конфликте происходит борьба за «пустоты», кои каждая из сторон считает своими. Со всеми вытекающими последствиями. Чем это чревато? Потенциально опасными эскалациями с втягиванием третьих сил.

    Одно дело конфликт в Карабахе, который рассматривается, как ирредентистский, и другое дело- открытый межгосударственный военный конфликт с учётом того, что Армения- член ОДКБ, а Азербайджан имеет особые отношения с Турцией. И самое, пожалуй, главное, это то, что пограничные конфликтные истории не вписаны в контекст обновлённых Мадридских принципов (они же базовые). Там не прописаны механизмы их урегулирования в отличие от обозначенного выше документа.  Но влияние инцидентов на ход переговоров велико, они дают «добавленную стоимость» затягиванию мирного процесса. В то время, как чётких планов минимизации приграничных столкновений и их предотвращения нет.

    Не стоит переоценивать влияние коронавируса на динамику конфликта. А то пошли уже комментарии, что мол, две страны сильно страдают от инфекции и их лидеры пытаются инструментально разогреть противостояние для отвлечения внимания от проблем внутри двух стран. Инфекционные издержки действительно высоки, проблем в Армении и в Азербайджане выше крыши. Но конфликт был до вируса и останется, увы, когда пандемия схлынет. Все глубже намного.

    На «пограничном» направлении у России больше ресурсов и возможностей для влияния на конфликтующие стороны, чем непосредственно на карабахском треке, где ее усилия дополняются действиями других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, США и Франции, которым сейчас сильно не до Карабаха. И риски от эскалации для Москвы выше. И потому важно действовать эффективно и точно. Ведь это только же миф, что конфликт нам выгоден. Нам выгодно его урегулирование, весь вопрос в том, по каким лекалам его осуществлять. Но до этого ещё не близкий путь, архиважно сейчас купировать инциденты»,- написал Маркедонов.

    News.am






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ